Концепция вариатора (бесступенчатая трансмиссия) существует уже целую вечность, но вариаторы в той или иной форме существуют уже несколько десятилетий. Хотя существует несколько различных моделей вариатора, все они имеют одну общую черту: базовую работу.
На протяжении многих лет вариации вариаторов варьировались от модели автомобиля к модели, начиная с оригинальных европейских вариаторов DAF, вплоть до первого вариатора Jatco, Saturn VT20E, ZF VT1, Ford CFT30, а затем до более поздних моделей Jatco. Есть вариаторы, которые используют гидротрансформатор, а некоторые-нет. Вариатор может иметь приводной ремень, в то время как другие используют приводную цепь. Электрические компоненты также сильно различаются в разных моделях. Кроме того, в некоторых моделях используется насос с прямым приводом, в то время как другие используют дистанционный насос с цепным приводом. CFT30 использует насос с колеблющимися поршнями. Вариатор также будет иметь планетарную передачу, в основном для заднего хода.
Однако основная операция состоит в том, что приводная цепь или нажимной ремень зажимаются между двумя шкивами (вариаторами) под высоким давлением. Изменение передаточного числа (передачи) обеспечивается шкивами (сторонами) ведущего и ведомого шкивов, движущимися в сторону или в сторону от центра, что заставляет цепь или ремень перемещаться вверх или вниз по шкивам, таким образом изменяя передаточное отношение от низкого к высокому и обратно.
Вся цель этого подхода состоит в том, чтобы поддерживать двигатель на оптимальной скорости для повышения производительности и экономии топлива. Когда ступенчатая коробка передач переключается на повышенные передачи, частота вращения двигателя увеличивается между переключениями, но затем падает, ожидая следующей передачи. Вот почему вариатор имеет лучшую экономию топлива, или так гласит история.

Так в чем же уникальность нового Jatco JF015E (CVT7)? JF015E (рис. 1) фактически имеет коробку передач, обеспечивающую, по сути, высокую/низкую (ступенчатую) передачу в сочетании с ведущими/ведомыми шкивами и нажимным ремнем. В этот момент можно было бы задать вопрос: “Не идет ли Jatco вспять?” Новый вариатор будет буквально переключаться, как обычная ступенчатая передача, в отличие от фантомных переключений, которые есть у некоторых моделей вариаторов, благодаря компьютерной стратегии. Запрограммированные переключения передач создают у водителя иллюзию переключения.

Это вариатор или транзистор ступенчатого типа?
JF015E-это легкая трансмиссия, используемая Nissan в основном для небольших автомобилей. Со временем могут быть разработаны более крупные модели. В устройстве используется относительно плоский гидротрансформатор. По сравнению с другими вариаторами, к счастью, работа с JF015E не так уж плоха.
На большинстве моделей вариаторов для доступа к шкивам и ремню требуется разделить раструб и корпус. Для получения доступа к шкивам и ремню JF015E (рис. 2) требуется всего лишь снять торцевую крышку. Кроме того, два шкива довольно легко выскакивают из крышки, зажимы не требуются. При снятии ремня обратите внимание на его положение. На нем должна быть стрелка направления для повторной сборки.

Соблюдайте осторожность при снятии шкивов с торцевой крышки, чтобы не повредить тональные кольца (ограничители) (рис. 3). Ведомый шкив слева использует тональное кольцо на наружном диаметре (O. D.) шкива, в то время как ведущий шкив справа имеет тональное кольцо на конце.

Когда торцевые крышки и шкивы убраны с пути, открывается задняя полость корпуса (рис.4). Входная шестерня появляется в отверстии слева. Вал справа-это солнечная шестерня. Важным промежуточным элементом является масленка для цепи. Убедитесь, что это не ограничено. Фильтр охладителя находится в левом нижнем углу корпуса.

Как только корпус и корпус разделены, большинство оставшихся компонентов видны (рис. 5). Раструб на переднем плане содержит дифференциал и шестерню, в то время как секция корпуса имеет насос с цепным приводом и крышку вспомогательного редуктора. Крышка удерживается на месте перевернутыми болтами с головкой Torx.

Основными ведущими шестернями являются входная шестерня с валом, ведущая шестерня с парковочной передачей и дифференциал (рис.6). Шлицы на конце зубчатого колеса соединяются с планетарным носителем. Опора статора содержит втулку преобразователя.


Чтобы получить доступ к секции вспомогательной передачи, необходимо снять крышку, в которой находится поршень сцепления заднего хода (рис.7). При снятой крышке можно снять муфты заднего хода, барабан прямого сцепления и планетарную установку.

Вариатор имеет два блока сцепления, один для движения вперед и один для движения задним ходом. Расположение JF015E несколько отличается. Барабан сцепления содержит передние муфты, а также планетарную кольцевую передачу (рис. 8). При включенном переднем сцеплении агрегат находится в режиме прямого привода. Наружные шлицы барабана сцепляются с обратными фрикциями, чтобы удерживать кольцевую передачу неподвижной.

В JF015E есть два стационарных тормоза (рис. 9). Большой набор слева-это тормоз заднего хода, сравнимый с другими вариаторами. Неподвижный тормоз справа-это низкий тормоз. Когда применяется низкий тормоз, коробка передач находится в пониженном положении. Поршень с низким сцеплением находится в корпусе.

Ключевым элементом, отличающим JF015E от комплекта, является планетарная передача (рис.10). Другие модели вариатора используют простую передачу, в то время как JF015E имеет составную планетарную несущую. Небольшая солнечная шестерня и вал соединяются шлицами с ведомым шкивом и не могут быть удалены с планеты. Большая солнечная шестерня и корпус удерживаются неподвижно с помощью низкого тормоза. Планетарный носитель имеет шлицы, которые соединяются с прямой муфтой на приводе, а также шлицы, которые соединяются с шестерней на внутреннем диаметре.

Основной фильтр доступен, если опустить нижний поддон. В поддоне используется прокладка, а также имеется подставка для проверки жидкости (рис. 11). Горловина фильтра длинная, потому что она проходит через корпус клапана к насосу.

На рисунке 12 показан фильтр охладителя и крышка, которая крепится болтом к корпусу. Фильтр представляет собой картриджный тип.

После удаления поддона и фильтра можно открыть корпус клапана (рис. 13). Сначала необходимо снять рычаг с ручным валом и гайку. Электрический разъем проходит через корпус и снимается вместе с корпусом клапана. Болты, крепящие корпус клапана к корпусу, намного длиннее болтов секции корпуса клапана, поэтому их нельзя менять местами.

В корпусе клапана содержится нормальное количество материала. Есть пять соленоидов, пара реле давления, электрический разъем и т. Д. (Рисунок 14). Еще предстоит выяснить, какие запчасти появятся в продаже.

Насос представляет собой лопастной насос дистанционной конструкции, приводимый в движение звездочками и цепью, как в 6T70 (рис. 15). Звездочки нельзя перевернуть; однако цепь можно перевернуть, поэтому отметьте ее для повторной сборки. Для извлечения насоса необходимо снять вал с ручным рычагом, но при необходимости насос также можно разделить и извлечь из корпуса.

Время покажет, будут ли выпущены еще какие-либо вариаторы “ступенчатого типа". Благодаря такой конструкции теперь можно использовать более компактный вариатор, но это компромисс.