Jatco, японский производитель трансмиссий, на протяжении десятилетий производил различные коробки передач, и хотя Nissan и Subaru были крупнейшими потребителями, несколько автомобильных компаний используют ее продукцию.
В последние годы основное внимание Jatco сосредоточилось на вариаторах (бесступенчатых трансмиссиях); однако компания всегда производила коробки передач ступенчатого типа-от простой трехскоростной автоматики по всей пищевой цепочке до семиступенчатых трансмиссий, таких как JR710E/711E.
Jatco также запустила гибридную версию JR710E, кодированную JR712E, в 2011 году. Концепция JR712E в некоторой степени соответствует гибриду GM 2ML70.
Широко используемый RE4R01A получил дополнительный удар по пятискоростному двигателю в 1991 году. Как и в случае с другими производителями, Jatco просто добавила еще один комплект передач и сцепления к четырехступенчатой передаче, чтобы сделать ее пятиступенчатой RE5R01A.
В 2002 году Jatco выпустила совершенно новый пятискоростной двигатель нового дизайна под названием RE5R05A. В дополнение к шести блокам сцепления, трем односторонним сцеплениям (OWCS) и трем планетарным редукторам, RE5R05A также был оснащен корпусом мехатронного клапана, включающим семь соленоидов. Устройство использовалось в нескольких моделях автомобилей, а также в линейной версии FWD под названием 5EAT, используемой Subaru.
Чтобы идти в ногу с меняющимся автомобильным рынком, Jatco необходимо было расширить предложение передач, поэтому она разработала JR710E, который вышел на улицы в 2009 году. Как и в других “экстремальных”трансмиссиях, JR710E частично использовал планетарную систему Лепеллетье. Такой подход позволяет увеличить скорость без добавления большого количества железа. Большая часть конструкции RE5R05A используется для JR710E.
Первым элементом, иллюстрирующим разницу между пятискоростным и семиступенчатым, является крышка насоса (рис. 1). В дополнение к более длинному валу на задней стороне крышки имеется полость, содержащая тормозной узел 2-3-4-6 (малый поршень) и карман для переднего тормозного поршня. Корпус насоса и шестерни сопоставимы между RE5R05A и JR710E.
Функция переднего планетарного комплекта RE5R05A состоит в том, что передняя солнечная шестерня удерживается неподвижно передней распоркой и/или лентой. Передняя планета вращается вокруг солнечной шестерни с помощью входного вала/кольцевой передачи. Два тормоза, встроенные в крышку насоса JR710E, выполняют аналогичную функцию, но с большим количеством компонентов. Малый блок сцепления (тормоз) содержит двойную переднюю солнечную передачу, в то время как большой фрикционный тормоз содержит “новую” дополнительную планетарную передачу с нижним приводом (рис.2).
Что обеспечивает две дополнительные скорости JR710E, так это набор планет с нижним приводом. Он уникален тем, что солнечная шестерня-это два в одном. Передняя часть шестерни входит в зацепление с планетой нижнего привода, в то время как задняя часть входит в зацепление с передней планетой.
Кольцевая передача нижнего привода шлиц к передней планете (рис. 3).Планета с нижним приводом прикрепляется к оболочке, которая также является передней внутренней гонкой OWC.
Передняя планетарная часть RE5R05A приводится в движение входным валом/кольцевой передачей и соединена с задней кольцевой передачей, которая приводит в движение заднюю планету. Что отличает JR710E от других, так это то, что на передней стороне планеты расположена кольцевая передача нижнего привода (рис. 4). Кольцевая передача нижнего привода входит в карман. Привод и передние планетарные редукторы работают совместно, обеспечивая определенные скорости.
Передняя солнечная шестерня RE5R05A удерживается неподвижно либо передней распоркой, либо передней полосой, либо обоими. Внешне он выглядит как барабан сцепления, но является всего лишь оболочкой для включения группы. Аналог JR710E может частично функционировать как пятискоростной; однако элемент, который он сохраняет, - это планета с пониженным приводом (рис.5). В корпусе с пятиступенчатой солнечной передачей находится передняя опора (малый OWC), в то время как в семиступенчатой оболочке внутреннее кольцо муфты переднего ролика выполнено как ее часть.
Что касается крутящего момента, то JR710E выигрывает, когда дело доходит до передней односторонней муфты сцепления. Хотя это роликовая муфта, а не распылитель, это значительный компонент (рис. 6). Наружный кулачок закреплен на корпусе, а внутренняя обойма представляет собой оболочку на рис. 5. Угадайте, что – его нельзя установить вверх ногами, и это здорово. Вот и все, что касается передней части коробки передач и элементов, которые были добавлены для обеспечения дополнительных передач. Центральная часть JR710E сопоставима с центральной частью RE5R05A.
Центральный и задний планетарные комплекты являются копиями между двумя моделями. Задняя солнечная передача в обеих коробках передач содержит распылитель. За исключением величин трения, узлы высокого/низкого реверса и прямого сцепления также сопоставимы.
Муфта заднего хода расположена перед центральной опорой как на пятиступенчатой, так и на семиступенчатой коробках передач и работает одинаково. Это задняя часть центральной опоры, которая разделяет две модели. RE5R05A использует не только переднюю (низкую) муфту сцепления, но также имеет обгонную муфту из-за низкого напора (рис.7).
JR710E имеет только узел с низким сцеплением, потому что нет одностороннего сцепления, требующего обгонной муфты. Улучшенная стратегия компьютерной смены позволяет JR710E иметь приемлемые синхронные смены без низкого расхода – всего лишь один пример того, как можно больше сделать с меньшими затратами.
Основные компоновки корпусов клапанов одинаковы между RE5R05A и JR710E. Они оба являются мехатроникой с множеством соленоидов. Одно из отличий состоит в том, что пятискоростной двигатель имеет семь соленоидов, в то время как семиступенчатый-девять (рис. 8). На JR710E имеется три типа соленоидов: пять одного типа, три другого и один. Корпус клапана, показанный на рисунке 8, минус TCM. Если бы он был там, он выглядел бы как черная пластиковая капля. TCM подключается непосредственно к соленоидам (без свисающих проводов). Также на рисунке 8 показан внутренний переключатель режимов и разъем корпуса. Это довольно компактная сборка.
Производители трансмиссий уже некоторое время выжимают все больше из каждого компонента. Jatco, безусловно, сделал это на JR710E, начав с пятискоростной и добавив и вычитая, чтобы получить еще две скорости.